новости
дискография
акции
форумы
концерты
история
музей
гостевая
ЧаВо (FAQ)
творчество
пресса
подписка
официоз
лица
фотогалерея
ЧАЙФ-это
инфо
группа
клуб
общение
www.chaif.ru / пресса / статьи / ЧАЙФ в окружении. «Шоу-Мастер» (журнал о профессиональной шоу-технике)
ЧАЙФ в окружении. «Шоу-Мастер» (журнал о профессиональной шоу-технике)
2004 год. Андрей Матвеев

В архивах директором группы Ильей Спириным  был  обнаружен любопытный материал о концерта ЧАЙФа в Олимпийском в 2001 (?) году.

Московский спортивный комплекс «Олимпийский» - сооружение универсальное. Каждый день стадион преображается. Сегодня эго футбольная площадка, завтра - ледовая арена, послезавтра - гимнастический зал, а еще это выставочный комплекс и концертная площадка. Последняя функция «Олимпийского» наиболее интересна для нас.

А  теперь уважаемый читатель, скажите, какие ассоциации у вас возникают при слове "концерт". Осмелюсь отве­тить за вас: зал, стоящие (или сидящие) люди, сцена, на­ходящаяся перед вами, установленное оборудование (если вы вообще обращаете на него внимание).

Не секрет, что чисто эмоционально авансцена является не­кой границей для человека, пришедшего на концерт. Эта грани­ца отделяет зрителя от артиста: до нее - публика, а после - ку­миры, закулисное пространство и неведомые для большинства аксессуары.

Столь подробное перечисление функций зала и вопрос об ассоциациях со словом "концерт", уважаемый читатель, имеет свой смысл. С недавних пор известный в "звуковых" кру­гах Юрий Соколов (президент компании "Звуковое Агентство") решил взломать стандарты построения сцены на концертах в престижном московском зале. Об этом и пойдет разговор в этой статье.

Перелистываю файл за файлом своей памяти и не могу вспомнить, чтобы какая-нибудь группа собирала в "Олимпий­ском" 18-тысячную аудиторию два года подряд. Вдумайтесь, один зал "Олимпийского" по вместимости - это три Государст­венных Кремлевских Дворца, три с половиной Дворца спорта, которые находятся в таких крупных городах, как Ростов-на-Дону, Волгоград, Кемерово, шесть концертных залов "Россия" в Моск­ве или шесть концертных залов "Октябрьский" в С-Петербурге.

Это, конечно, понимали и устроители концерта группы ЧАЙФ - компания "Реальная Музыка" и директор коллектива, легендарный человек в тусовке, Дмитрий Гройсман. Оптимизма не добавляли и результаты хит-парадов популярных московских FМ-радиостанций. Тем не менее, решение проводить второй за последний год концерт группы в столичном зале-гиганте было принято, и машина, обеспечивающая проведение шоу, начала набирать обороты.

Господин Гройсман, человек очень энергичный, проводил совещание за совещанием. Желание организаторов и компа­нии "ШоуТек', которая занималась созданием креатива (техни­ческой идеи) концерта, совпадало - нужно было сделать нечто необычное.

Идея родилась быстро и без особых мук. Предложение глав­ного художника - постановщика концерта Юрия Соколова было очень смелым и концептуальным. По его замыслу сцена должна была представлять собой площадку, расположенную в цент­ре зала таким образом, чтобы публика окружала артистов со всех сторон. То есть ЧАЙФ попадал в окружение фанов. Есте­ственно, для артистов это тоже необычно - надо было переме­щаться по кругу сцены

Реализация любой идеи обычно влечет за собой ряд нестан­дартных решений, которые в будущем используются все чаще и чаще. И в этот раз случилось нечто похожее. Когда размещение сцены уже было утверждено, у инженеров "Звукового Агентст­ва" возник вопрос о размещении акустических систем. После некоторых раздумий было решено разместить акустическую си­стему следующим образом - широкополосные кабинеты ЕАW КF853. ЕАW ВН853 и ЕАW КF850 были объединены в огромный шеститонный кластер, подвешенный над круглой сценой. Клас­тер содержал 48 кабинетов, которые обеспечивал и диаграмму в 300 градусов по горизонтали. Суббасовые системы ЕАW SВ1000 впервые в нашей практике были использованы в подвесном варианте. Два кластера низкочастотных систем нако­нец-то по нашему замыслу должны были создать более равно­мерное звуковое поле для зрителей, располагающихся на три­бунах спортивного комплекса. Зритель, находящийся в танцую­щем партере, обеспечивался звуком посредством широкопо­лосных акустических систем ЕАW КР850, которые располага­лись на специальных площадках вокруг сцены.

Отвлечемся от акустических аспектов концерта.

Одним из первых вопросов, который встал перед организа­торами шоу, был вопрос появления группы на сцене. В связи с тем, что концепция концерта была необычной, технический ор­ганизатор концерта - компания "ШоуТек" предложила совершен­но неожиданный сценарий начала и окончания шоу. По предло­жению Юрия Соколова зритель, заходящий в зал, должен был увидеть нечто необычное - некую взлетную площадку для неиз­вестного летательного агрегата (видимо, заговорили в постановщике авиационные гены, привитые много лет назад в Московском авиационном институте). Все технологические конструкции, такие как звуковой кластер и световые конструкции, нависают непосредственна над сценой (находятся в монтажном, опущенном состоянии) и скрывают все, что на ней находится.

Затем должен состояться взлет...

         Надо сказать, что входящий в зал зритель оценил этот замысел. Конечно, это было слишком необычно. Фэны в первых рядах с удивлением рассматривали перед концертом узлы и аг­регаты ранее неведомых чудо-устройств. Огромные черные колонки были от них на расстоянии двух метров, а белые алю­миниевые фермы нависали над головами. Внимательный зритель наверняка заметил, что в глубине этого технологического клубка не было главного аксессуара рок-концерта - барабан­ной установки.

Циферблат отсчитывает последние минуты перед началом шоу. Веселая студенческая публика уже почти заполнила чашу «Олимпийского». Резкое выключение света взрывает зал тысячеголосным ревом трибун. Сигнал дан - время ЧАЙФ наступи­ло. Тревожный зуммер привел в движение красные фонари, расположенные по периметру сцены, и огромная многотонная махина из звуковой и световой техники поползла вверх. Зал за­мер в ожидании. Признаться, даже я не ожидал столь сильного эффекта. Это было похоже то ли на взлет какого-то монстра, то ли на распускающийся чудо-цветок, то ли на пробуждение неве­домого существа.

         А где же были в этот момент музыканты?

         Тайными тропами под сценой четыре музыканта были выве­дены на приготовленный плунжер (подъемное устройство), на котором и находилась не обнаруженная пытливым зрителем ба­рабанная установка. И вот второй взрыв эмоций - это неожи­данно группа появилась на сцене. Владимир Шахрин ударил по струнам, и группа оказалась в окружении.

При разработке этого представления высказывалось опасе­ние, что музыканты "зависнут" на привычном для них месте - авансцене. Это было бы полным провалом концепции. Мы хоте­ли, чтобы зритель стоял вокруг сцены, но, согласитесь, публика хочет видеть своих кумиров, так сказать, в лицо. Поэтому спас­ти концерт могли лишь сами музыканты. От них требовалось максимальное передвижение по пространству сцены. Специально для этого специалисты "Звукового Агентства" создали для Владимира Шахрина три вокальные точки и обеспечили главно­го шоумена группы Владимира Бегунова гитарной и вокальной радиосистемами. Художнику по свету Кириллу Лагуну также пришлось поработать с оборудованием компании "Лайтмастер", чтобы музыканты были освещены в любой точке сцены

Во время исполнения первых двух песен звукорежиссер группы боролся с непривычным для него размещением акусти­ческих систем. К десятой минуте концерта результат превзошел все наши ожидания. Столь равномерного звучания при колос­сальном звуковом давлении я в этом зале не слышал никогда.

Позже, на «Максидроме» я говорил с Володей Шахриным о его впечатлениях о концерте в «Олимпийском». Он сказал, что ощущалась нехватка звукового давления на сцене. На мой взгляд, артист просто не привык работать без систем Sidefill (в быту - сценических "прострелов").

Но тут все дело в том, что технологией мониторинга in-ear весь мир пользуется уже около пяти пет, но, к сожалению, наши артисты работают все еще по старинке. Причины стойкой не­приязни новых технологий следующие.

Первая, и самая главная, на мой взгляд, - непонимание ар­тистом результатов использования этих технологий, которому звукорежиссер группы не объясняет всех преимуществ монито­ринга in-ear.

Вторая - психологическая: артист чувствует себя глухим при использовании плотных ушных мониторов (здесь видна неподготовленность арендных звуковых компаний, которые не ис­пользуют специальные аудиенсные микрофоны).

Третья – эргономическая: неудобство длительного ношения наушников из-за отсутствия тренировки ношения мониторных систем (Например, Тина Тернер перед последним мировым ту­ром ходила и спала в наушниках три месяца).

Четвертая - материальная.

Но вернемся к концерту ЧАЙФ.

Мониторная система не содержала систем Sidefill по впол­не понятной причине. Согласитесь, "торчащие" двухметровые стеки на круглой сцене неуместны. Для создания звукового по­ля использовались дополнительные миксы для каждого из му­зыкантов (исключая барабанщика). Мощные напольные мони­торы Martin LЕ700 были установлены у Шахрина и Бегунова двумя парами. Микс первой пары эмитировал сценические "прострелы", а микс второй пары был персональным Отметим, что при использовании технологии in-ear в полном объеме не потребовались бы ни напольные мониторы, ни сценические "прострелы". Недавняя работа компании "Звуковое Агентство" с группой А-НА в этом же зале показала возможности исполь­зования новых мониторных технологий. Наши специалисты от­метили любопытнейшую деталь - перед вокалистом стояли че­тыре невключенных (!) напольных монитора. Артист привык ви­деть эти "ящики" перед собой. А на сцене стояла гробовая ти­шина, позволяющая инженеру FOH складывать великолепный баланс в зале.

Такой положительной энергетики на концерте, пожалуй, нет ни у одной российской звезды. Танцующий партер, трибуны и га­лерка непрерывно поддерживали своих кумиров. Быстро проле­тело время. И вот уже тридцатая песня закончилась, и группа, собравшись на барабанном подиуме, медленно опустилась под сцену. Новый рекорд установлен! В течение одного года ЧАЙФ собрал 36 тысяч человек за два концерта на огромной спортив­ной площадке

Тревожный зуммер зажег сигнальные лампы, и огромная махина из звуковых и световых конструкций начала опускаться вниз. Ровно через пять минут технологический исполин замрет в метре от сцены. Шоу закончилось. А ЧАЙФ готовится к новым рекордам.

Андрей Матвеев

P.S. Лично я была свидетелем такой ситуации. Перед концертом иду за двумя работниками сцены, один другому говорит, увидев сцену: «Ох, …, нифига себе! Если б не работал тут, подумал бы, что U-2 приехала!» Ася

 

И ещё:
go Версия для печати
go Обсудить на форуме
на дворе 24 июня

статьи
книги
 
Год:

Месяц:
1

Концерты
2 3 4

Фотоальбом
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Фотоальбом
28
Наш провайдер Netangels.ru