новости
дискография
акции
форумы
концерты
история
музей
гостевая
ЧаВо (FAQ)
творчество
пресса
подписка
официоз
лица
фотогалерея
ЧАЙФ-это
инфо
группа
клуб
общение
www.chaif.ru / пресса / статьи / 20 оранжевых лет
20 оранжевых лет
2005 год. Попова Татьяна

Легенда русского рока группа ЧАЙФ отмечает юбилей

 <ААААААААААААфигеть!!!!!!!!!! Ура ура ура!!!!!!! Я просто торчу!!!! Спасибо братцы!!!! Только в Штуттгарте концерт не отменяйте, ладно? Не оставляйте Штутгарт белым пятном на культурной карте Германии!!! Не дай мне повод!!!!!!  ААААААААААААААфигенно>. - Это сообщение с форума одного из немецких сайтов. Дело в том, что недавно Германию с гастролями посетила российская группа ЧАЙФ, отмечающая в этом году 20-й день рождения. В год творческого юбилея Владимир Шахрин, фронтмен группы, как никогда бодр, свеж и оптимистичен. О том что произошло за эти двадцать лет и о грядущих событиях года юбилейного Владимир рассказал в интервью <Версии>:

Год проходит очень гармонично и соответствует тому, что мы, собственно говоря, натворили за эти 20 лет. Мы выпустили альбом Greatest hits, который у нас уже очень давно не выходил. К нам как-то само собой приклеилось такое почетное звание как <народная группа>, и поэтому чтобы до конца оправдать это звание мы взяли и решили записать наши лучшие песни с ансамблем народных инструментов. На диске представлены песни группы ЧАЙФ за 20 лет сделанные совместно с ансамблем народных инструментов <Изумруд>. Работа получилась очень интересной, все песни мы записывали специально, в студии. Поэтому, по названию этот диск - Greatest hits, а по сути -  юбилейный новый альбом.

Действительно, настоящая русская народная рок-группа. А как вас в Германию занесло?

Сейчас у нас продолжается юбилейный тур. В его рамках мы и отправились в Германию, где проехали 3 тысячи километров и выступили в 5 городах - Берлине, Гамбурге, Кельне, Штутгарте и Франкфурте-на-Майне. Собирали, кстати, очень приличные залы. Публика там очень позитивная – радуются как дети, поют все песни от начала до конца. И после концерта подходили. Говорили, мол, что видели все - и Metallica, и U2, и AC/DС, и Gunz-n-Roses - но вы, говорят, все равно круче! Понятно, что это не по каким-то объективным меркам, а по субъективным ощущениям люди получили удовольствия больше, нежели на каких-то пафосных концертах.

А как же Россия? Когда ближайшие концерты?

Сейчас у нас как раз концерты в средней полосе России. Сегодня мы едем в Смоленск, потом в Сибирь - Красноярск, Томск, Новосибирск. 10 июля на денек заглянем в столицу, где дадим концерт в СДК МАИ. И вот так у нас расписано все лето. Ближе к осени будет большой юбилейный концерт в Питере и конечно же в Екатеринбурге. Надеюсь, в родном городе получится выступить непосредственно 29 сентября - в день нашего официального юбилея.  Концерта, скорее всего будет два, потому что в один все не уместить. Два дня и две разные программы.

С датой 29 сентября связано какое-то конкретное событие?

Мы считаем, что есть смысл говорить о рождении группы, когда она вышла на сцену с оригинальным названием. И хоть с Володькой Бегуновым (нынешний гитарист ЧАЙФа - прим. авт.) мы вместе играем с года эдак 76-го. То есть, в следующем году уже 30 лет будет, группа как таковая начала собираться в году 82-83-м. А первый концерт группы с названием ЧАЙФ состоялся 29 сентября в ДК МЖК города Свердловска. Крошечный

зальчик, публика - все наши друзья и знакомые. Конечно же, билеты на него мы не продавали - концерт был такой подпольный, для своих. У меня даже сохранилась запись этого концерта - мы были абсолютно не похожи ни на одну из свердловских групп того времени. И я до сих пор считаю, что это был и остается верный способ обратить на себя внимание. Года три назад это подтвердила группа 5’zza. Точно так же прославился Мумий Тролль.

Что же подтолкнуло вас к созданию группы?

Судьбоносной стала встреча с Вадиком Кукушкиным, человеком, который придумал название ЧАЙФ (это слово относилось к напитку, который мы заваривали через кофеварку <Бодрость>, засыпая туда чайную заварку). На сцене Вадик никогда не появлялся, зато всегда присутствовал на репетициях - то в панк-трубу дудел, то стихи всякие забавные сочинял - эдакий Маяковский тех времен в желтой кофточке. С Олегом Решетниковым я познакомился в электричке, где напел ему практически весь только что вышедший альбом <Треугольник> Аквариума. А потом показал и песни собственного сочинения. Так вот Вадик с Олегом и увлекли меня проектом создания собственной группы. Я еще позвал своего школьного друга Бегунова: А если честно, идея создать группу родилась из банального желания нравиться девчонкам. Играть в ансамбле в те времена считалось очень круто. И в 15 лет я часто злоупотреблял тем, что заманивал девушек домой безотказно действующей фразой: <Хочешь электрогитару посмотреть?>.

В каком составе выступал ЧАЙФ на своем первом концерте в 1985-м году?

Шахрин-Бегунов-Решетников, то-есть, состав группы был очень странный - гитара, еще гитара и перкуссия. Ритм-секции, как таковой, не было. Это позже, когда у нас появились первые предложения о гастролях мы ощутили острую необходимость в бас-гитаре. Так в группе появился Антон Нифантьев и началась полноценная творческая карьера. А когда мы в первый раз сходили на концерты <Кино> и Майка Науменко в 1984-м году я тогда точно понял, что рок-н-ролл на русском языке очень даже может быть. Те концерты словно открыли для меня некий код и песни пошли из моей головы словно из рога изобилия. Так что большинство моих ранних песен были созданы под явным влиянием Майка и Цоя.

Из первого состава группы до 20-летия <дожили> только вы и Владимир Бегунов. Текучка большая была?

По сравнению с другими рок-коллективами у нас ее вообще практически не было. Первым скитальческую жизнь рок-н-ролльщика бросил Олег Решетников. В 1986-м году он заявил, что он человек семейный, не хочет никуда ездить и что его утомляют все эти поездки, поезда и прочее. В то время мы действительно жили где попало, ездили на третьих полках плацкартных вагонов: на смену Олегу пришел один из лучших барабанщиков Свердловска Володя Назимов - до нас он играл в группе <Урфин Джюс>. Таким составом мы записали альбомы <Дерьмонтин> и <Дулю с маком> в ДК фабрики <Урал-обувь>. В начале 1988 года Назимова пригласили в <Наутилус Помпилиус>. Уходя он привел себе замену - Игоря Злобина. В 1989-м году у нас появился первый настоящий продюсер - Костя  Ханкалаев. Он предложил нам утяжелить звук и взять еще одного гитариста. Им стал Паша Устюгов. Так ЧАЙФ превратился в эдакую хард-рок-группу. Мне это не нравилось. На мой взгляд музыка ЧАЙФа должна была быть более прозрачная, легкая, более светлая. Из-за этих разногласий группа фактически развалилась на части.

И что же вас вновь объединило?

Как ни странно, проблемы экологии. В конце 1990 года я поговорил с Бегуновым и с Антоном Нифантьевым, пригласил своего старого армейского друга Валеру Северина в качестве барабанщика и мы начали играть таким составом. Именно тогда и родилась идея под названием <Рок чистой воды>. В те времена в нашей стране об этом еще никто не говорил не было ни экологических организаций, ни комитетов. И этот тур <Рок чистой воды> по Волге в 1990-м году - когда теплоход с музыкантами, экологами, учеными проехал по всей Волге давая концерты, пикетируя заводы и фабрики, загрязняющие окружающую среду был для всех в новинку. Мы выходили на площади в городах которые не видели никогда и играли концерты. ЧАЙФ, <Аукцыон>, <Телевизор>, молодые группы из приволжских городов. Не знаю как насчет окружающей среды, а восстановлению ЧАЙФа <Рок чистой воды> очень помог. Одно время в песнях ЧАЙФа были слышны звуки скрипки: На альте с нами играл Володя Желтовских. Это был очень лиричный период, <период Вовочек>, как мы его называли, поскольку в составе группы было 4 Вовы! Это время совпало с первым большим заграничным туром по Италии. Девушки-итальянки влюблялись в скрипача-Володю десятками. Кроме того, во время фестивалей в любви к Володе признавались и Юра Шевчук, и Гарик Сукачев, подходили, хлопали его по плечу и говорили, мол, ты гений, малой, ты гений. В общем, со скрипкой ЧАЙФ выступал не долго – Володя заболел нешуточной звездной болезнью. А последнее изменение в составе группы произошло в 1995 году. Антон Нифантьев решил создать свою собственную группу и на одну из репетиций я пригласил ему на замену Славу Двинина, ранее игравшего в составе группы Насти Полевой. На первой же репетиции Слава поразил нас всех потрясающим знанием репертуара: он играл практически все песни группы. На мой немой вопрос: - Как? Он мне показал пачку нот с партиями бас гитары всех песен ЧАЙФа (200 штук!) и сказал, что всегда знал, что рано или поздно будет играть с нами и заранее к этому готовился. Это всех нас сразило наповал.

Ваши концерты отличаются прекрасным звуком, вы знаете какой-то секрет?

Секрет нашего звучания в отсутствии лишних звуков. Многие музыканты, чтобы улучшить звук, пытаются к нему добавить разнообразные аранжировки. Я же считаю, что это ошибочный путь. Мы наоборот убираем все, без чего можно обойтись. И в музыке появляется воздух, дыхание, ты начинаешь чувствовать каждое слово, каждый звук.

А использованием фонограммы когда-нибудь грешили?

Нет. Она может использоваться только когда записывается какая-то телепередача, то есть когда люди в курсе происходящего, ты не продавал на это мероприятие билеты и это не концерт. Такая практика существует во всем мире. И, тем не менее, я считаю что если есть техническая возможность играть живьем - то лучше играть живьем. А все что касается концертов - это, безусловно, должна быть живая музыка. Почему люди до сих пор ходят в Консерваторию слушать Чайковского, Баха - ведь они эту музыку могут послушать и дома на диске. Живая музыка - это особое удовольствие. Поэтому, в случае использования фонограммы на афишах это непременно должно быть указано.

Почему же наши артисты так часто грешат использованием <фанеры>?

Сейчас в студии из каждого можно сделать хорошего певца – выровнять вокальные партии, убрать всю лажу, в компьютере по ноточке все склеить. И только сцена способна показать насколько ты владеешь певческим ремеслом. Я своими ушами слышал в Екатеринбурге интервью, в котором Наташу Королеву после концерта спросили: -  А почему у вас концерт под фонограмму? На что она ответила, -  так у меня еще и завтра и послезавтра концерт - я что тут, должна голос срывать? Эта логика чудовищна. Если ты не можешь петь три концерта подряд - тогда не ставь их в график. Я не могу отработать 30 концертов в месяц, поэтому мы играем 8-10. Но это полновесные 2-х часовые концерты. Это тяжело, и голос иногда есть иногда нет. Но именно за это я получаю свои деньги. А не за то, что я два года назад записал пластинку и сейчас с этой фонограммой езжу. Работать надо, репетировать, надо быть трезвым, не пить вечером холодное пиво, в чем-то себя ограничивать. А когда у тебя фанера - это все равно что отпуск.

Большинство музыкантов из провинции со временем обосновываются в Москве.Вы же не изменяете родному Екатеринбургу.

А зачем нам переезжать? В Москве у нас продюсер Дмитрий Гройсман и пресс-атташе Марина Залогина. Этого вполне достаточно. Кроме того, вот я смотрю, как действует на провинциальных музыкантов столичная жизнь - и мне это совсем не нравится. С головушкой у всех становится беда – видимо, в кремлевские звезды вмонтировано какое-то психотропное оружие. Поэтому мы живем в естественной среде обитания, и нас это вполне устраивает.

Да и песни там наверное пишутся лучше. Как у вас происходит этот процесс?

На заданные темы я не пишу. То есть у меня не стоит в плане написать песню о Москве - о колоколах. Или написать песню про Олимпийского мишку. Я не профессиональный музыкант. На заданные темы могут писать только люди профессионально владеющие этим ремеслом. У меня все рождается само собой. Как говорит БГ - <моя работа проста - я смотрю на свет, ко мне приходит мотив -  я подбираю слова>. Это точная формула сочинения песен.

Свою лучшую песню уже написали?

Трудно сказать. Вчера, к примеру, мы записывали одну из новых песен с хором мальчиков, с очень трогательными простыми словами. Даже у меня самого при ее прослушивании слезы наворачиваются. Она называется <Белая птица>. Не знаю, будет ли она оказывать такое же влияние на людей, но у меня она сейчас самая любимая, самая сильная и правильная.

А свой хит-парад песен ЧАЙФа можете составить?

Я люблю <Завяжи мне глаза>, <Матаня>, очень правильная песня <Время не ждет>, безусловно <17 лет> и <Оранжевое настроение> - мы их пели сотни раз, но они все равно мне очень нравятся, есть такая песня <Давай просто уйдем> - я, кстати, только сейчас понял о чем эта песня. У меня вообще часто бывает - напишу песню, и только лет через пять до меня доходит ее истинный смысл. Еще одна из любимых песен - <Черные дыры> - когда мы ее писали, я думал, что она будет одна из главных песен альбома. А публика

ее практически не заметила. Здесь еще играет роль тот факт, что когда был винил и кассеты- люди слушали альбомы от начала до конца. А сейчас, с появлением компакт-дисков народ просто включает себе те треки, которые были раскручены на радио и остальное слушает очень редко. Я не знаю, как это можно перебороть, ведь большинство альбомов, как правило, составляют цельную концепцию.

20 лет в музыке -  солидный стаж. Желания расслабиться не появилось?

Группа в отличной форме и тот альбом, который мы сейчас записываем, на мой взгляд, будет нашим самым сильным альбомом. Это очень хорошее ощущение, когда ты сам веришь в собственный потенциал. Альбом не вымученный, никакие контракты нас ни к чему не принуждают. Нам просто самим хочется работать. Да и статус у группы сейчас такой - что никому ничего уже не надо доказывать.

А кто из коллег-музыкантов уже успел поздравить с юбилеем?

Очень многие. Начиная с наших свердловских друзей - <Смысловых галлюцинаций>, <Агаты Кристи>, команды КВН <Уральские пельмени> и заканчивая <Текилой-джаз>, Гариком Сукачевым, Серегой Галаниным, Борей Гребенщиковым, Андреем Макаревичем, Женей Маргулисом, <Мумий Троллем>. Всех не перечислить. У меня такое ощущение, что к нам хорошо относятся и люди, и музыканты. Я понимаю, что некоторые нас считают такими простыми парнями с рабочей окраины, но при этом очень уважительно к этому

относятся.

Вы, как бывший пограничник, свой профессиональный праздник 28 мая отмечали? В фонтанах в Екатеринбурге купались?

Отмечал, но не в фонтане, а в самолете. Мы как раз пересекали границу с Германией, и это было очень символично. Командир корабля нам специально сообщил, когда мы будем пролетать над границей. Ну, как водится, крепко за это дело выпили. А на земле, в аэропорту поздравили всех пограничников. <Вот сразу видно, что пограничники, - сказали они нам, - а то все идут - и хоть бы кто-нибудь поздравил>.

А когда возвращаетесь домой с гастролей, чем обычно занимаетесь?

Отдыхаю - книжки читаю, смотрю кино, провожу время с семьей – становлюсь обычным домашним человеком. Это мое хобби.

 

И ещё:
go Версия для печати
go Обсудить на форуме
на дворе 29 апреля

статьи
книги
 
Год:

Месяц:
1

Концерты
2 3 4

Фотоальбом
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Фотоальбом
28
Наш провайдер Netangels.ru