новости
дискография
акции
форумы
концерты
история
музей
гостевая
ЧаВо (FAQ)
творчество
пресса
подписка
официоз
лица
фотогалерея
ЧАЙФ-это
инфо
группа
клуб
общение
www.chaif.ru / пресса / статьи / UAM. Журнал авиакомпании Уральские Авиалинии.
UAM. Журнал авиакомпании Уральские Авиалинии.
2005 год. Елена Соловьева, Евгений Иванов

Последние коммунары эпохи диспутек

Это было всего 20 лет назад, так и хочется вставить: «каких-то 20 лет назад». Самая  что ни на есть новейшая история. Все было очень серьезно, но смешно и диковато с нашей сегодняшней колокольни. Еще жила на карте такая страна – СССР, и такой город – Свердловск, приговоренные как динозавры приближающимся ледниковым периодом. Всему советскому наступала пора отмирать. И оно отмирало, как генсеки. Впрочем, как и следует по революционному кодексу, происходило это с теми же дерзаниями, с той же верой в светлое будущее, с неистребимым энтузиазмом, с выдумкой, с высоко поднятой головой. Что бы там ни было, но в Советском Союзе продолжали оставаться нерешенными две проблемы (несколько более важные, чем извечные российские с дураками и дорогами), а именно – квартирный вопрос и построение коммунистического общества. То есть иными словами, диспозиция была следующая: с одной стороны «молодежи негде жить», с другой – государство мается от нереализованной амбиции выковать из этой молодежи пламенных строителей коммунизма. На этом фатальном стыке и родился тот невероятный социальный эксперимент, поучаствовать в котором довелось и уральским «мужукам». В название он получил тоже довольно мужественную аббревиатуру: МЖК (в переводе – Молодежный жилищный комплекс). От этой надстройки над базисом столица Урала получила прибавку в виде еще одного спального района из типовых 9-этажек и 16-этажек типовой серии 141-СВ, рассчитанных в целом на 6 тысяч жителей, по соседству с Каменными Палатками, где проводил свои маевки Яков Свердлов и рядом с заводом по имени ЖБИ. Бонус-трек, к этому эксперименту был куда веселей и, конечно, не входил в планы глобального переустройства жизни: на последней стройплощадке истинного коммунизма зародилась, как ни странно, группа ЧАЙФ.

Что ж, давайте, реконструируем события тех лет, в этом нам помогут документы (теперь кое-кто, возможно, заподозрит авторов в тяжелой форме наркотической зависимости, и совершенно зря), ну и, разумеется, свидетельства очевидца и участника МЖК-ской эпопеи – Владимира Шахрина.

Но сперва, о сути эксперимента. Это была утопия чистой воды. Оуэн, Сен-Симон, Томас Мор, Чернышевский, Город Солнца и Четвертый сон незабвенной Веры Павловны – в знаменателе, и коммуна, как стиль общежития – в числителе. На протяжении 70-ти лет советская власть не оставляла попыток построить что-нибудь в том виде, как было предсказано идеалистическими мыслителями. Помните, «сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад, через четыре года здесь будет город-сад».

В МЖК отбирали, словно в отряд космонавтов, или на «Фабрику звезд», если брать нынешние примеры. Кастинг был жесткий. Будущие коммунары, обязаны были заслужить право войти в число счастливчиков, и, между прочим, вести некоторое время перед госприемкой «дневник наблюдений за собой». Секта избранных – МЖК – требовала от своих членов многое, условно говоря, посвятить жизнь великому делу, но в ответ давало вожделенное, фантастическое – СВОЕ ЖИЛЬЕ. Которое, правда, коммунары должны были построить сами, по методу кума Тыквы и Павки Корчагина. (Опыт по привлечению молодых рабочих, ученых и специалистов к строительству жилья «методом народной стройки» дал свои положительные результаты в Калининграде, у нас его решили повторить в 1977 г.).

Однако вступившие в секту с комсомольским уклоном напрасно думали, что после сдачи жилых зданий в эксплуатацию и заселения, эксперимент подойдет к концу, и подопытных молодых людей оставят в покое и без присмотра. Все только начиналось. Коммуна попала под неусыпное наблюдение и стала объектом скрупулезных исследований резвых социологов, и принуждена была проводить «диспутеки» (об этом чуть позже).

Никто из составителей престранных графиков и красноперых вожаков и не предполагал с какой стороны начнется разложение, где стройные ряды подопытных собьются с шага и ситуация выйдет из под контроля руководящих органов. «Смута» началась именно в том месте, на которое делали основную ставку по воспитанию коммунаров, из искры разгорелось пламя в культурном очаге, известном, в свое время, как ДК МЖК. Это здание появилось на свет в 1983 году под скромным именем «внекатегорийного клуба» с одной штатной единицей в лице заведующего, а уже к концу 1983 года он был отнесен к пятой категории и получил гордый статус Дома культуры, «деятельность которого должна была быть направлена на повышение духовного роста жителей комплекса». И напрасно указывалось дальше, что «большинство из них предпочитает не активное участие в деятельности клубов, а посещение организуемых ими мероприятий».

В зале ДК дал свой первый внекатегорийный публичный концерт – «Наутилус Помпилиус». Но довольно предисловий, пусть дальше говорят документы и вспоминает В. Шахрин.

Частота межсоседского общения жителей МЖК» (атмосфера жизни)

Из брошюры «План социального развития МЖК  на 1984 г»

«Молодому человеку общества развитого социализма должны быть присущи высокие идейно-нравственные качества: коммунистическая убежденность, социальная активность, трудолюбие и самодисциплина, ответственность за общее дело, культура и благородство в отношении семьи, коллектива и общества».

«Коллектив МЖК - общественная организация по месту жительства. Самоорганизация начинается с подъезда: актив подъезда, совет корпуса, совет МЖК».

В. Ш: «У меня было две попытки войти в эту воду под названием МЖК. Так получилось, что из армии в Екатеринбург я вернулся уже с гитарой, банджо и невестой. Вопрос жилья стоял очень остро, и я пошел работать просто на стройку, где мне в течение полугода обещали дать комнату. Там я и узнал о комплексе МЖК, первая очередь которого только начала закладываться. Идея была просто фантастическая по тем временам. Вдруг молодые люди, не имеющие отношения ни к партии, ни к деньгам, решили взять на себя святую обязанность властей тех времен - делить квартиры. В то, что мы сами будем распределять то, что построим -  верилось с огромным трудом. Тем не менее, я записался в ряды строителей МЖК.  А это, конечно, был такой филиал комсомола, комсомольская организация, у членов  которой  вдруг появился  материальный стимул. Я не говорю про кучку руководителей, которые  через эту социальную идею реализовывали какие-то  свои амбиции. Дело происходило наверно в 83-82году. Но первый раз я где-то полгода поучаствовал в этой активной жизни и сломался, вернулся просто на стройку, где  через полгода, действительно, получил комнату в 4-х комнатной квартире. У меня к тому времени родился второй ребенок. Но потом я понимаю, что в какие-то чудеса надо верить, потому что появляется первый дом МЖК, начинают закладывать второй, появляется первый административный комплекс. Тогда я делаю вторую попытку войти в это МЖК».

Краденое счастье, или как Шахрин в МЖК попал

 «Возможность получения жилплощади в МЖК поставлена в прямую зависимость от итогов социалистического соревнования, которое ведется по трем направлениям: производственная деятельность, участие в общественной жизни, работа по созданию МЖК».

В.Ш: «Домостроительный  наш комбинат, где я тогда работал простым монтажником, был одним из предприятий - дольщиков МЖК. И руководство нашей комсомольской организации делегировало лучших молодых людей в   строительный отряд, который подписывал договор с МЖК и выходил на строительную площадку. Работали там год, и каждый  «боец» получал квартиру. Так вот, этот отборочный тур мог затянуться на год или два, и в процессе его  охоту участвовать в строительстве отбивали напрочь. Главным образом потому, что нужно было вести Дневник наблюдений за собой. Это такая тетрадочка, в которую вносились отметки  - насколько ты хороший и активный молодой человек. Для начала свой автограф там оставлял твой бригадир или начальник участка, которые  писали, что ты хороший работник и  не прогуливаешь, потом МЖК-овские руководители разных уровней отмечали, что ты ходишь на  субботники, ведешь общественную жизнь. Сходил  на собрание - отметка, посетил спортивный кружок - отметка. В общем, абсолютная бредятина, но квартира - то  нужна  реально. И я понял, что нужно  потерпеть. И  начал  терпеть. К тому времени  я уже знал, что наиболее приемлемый для меня активный цикл - это заниматься тем, чем я и сейчас занимаюсь, то есть, музыкой. Поэтому я принял участие в создании кружка филофонистов, где мы собирались, слушали пластинки, обсуждали их, и ставили друг - другу в тетрадки отметки, что мы  три раза в неделю активно живем общественной жизнью. Потом я начал давать небольшие выступления для жителей МЖК (первую очередь-то уже сдали), концерты под гитару, пел свои песни, и ходил на всевозможные субботники.  Конечно, весь район МЖК построен по такому египетскому принципу - бесплатный рабский труд.

К тому же, сюда нужно было постоянно что-то тащить. Допустим, вот принесешь ты кусок кабеля, и тебе  в тетрадку поставят бал, а где ты этот кабель взял - никто не спросит. А все, конечно, это воровали  со страшной силой -  кто откуда мог. То есть, если у тебя была возможность спереть где-то 10 пар рукавиц - ты получал балл - за вклад в дело МЖК. В конечном счете, я уже сейчас не помню дату, меня делегировали на строительную площадку МЖК, в  21 отряд.

Поскольку я был профессиональным строителем, мне в подчинение отдали людей, не имеющих к строительству никакого отношения, каких-то физиков-лириков из УПИ, токарей-сварщиков с 79 завода. Хотя на стройке в принципе достаточно, что бы один из десяти  разбирался хоть в чем-то и говорил остальным: ты копай, а вы берите вот это и несите вот туда. Я и был как раз этим человеком. Причем мы делали все: от устройства канализации до верхолазных работ. Оздоровительный комплекс, например, рядом с ДК я от низа до верха построил своими руками. Мы вытворяли  абсолютные чудеса, когда  ночью монтировали колонны и между ними ригели без каких-либо специальных приспособлений. То есть, как только темнело, два человека садились на балку верхом с разных сторон без страховки. Кран это подцеплял и тащил наверх вместе с людьми. Там каждый ловил свой участок колонны. Затем отцеплялись крюки крана, люди оставались сидеть наверху, и ждали, пока кран в пустой банке из-под раствора поднимет к ним  сварщика. Номера просто цирковые. И на этом фоне меня днем постоянно штрафовали за то, что я работал без каски. Я пытался возражать, дескать, «вот вы меня штрафуете за то, что я без каски, и делаете вид, что не понимаете откуда  за ночь взялось 8 колонн с флюзелями». Но как бы  трудно, глупо, смешно не выглядело, а я в 27 лет получил 2-х комнатную квартиру, за что МЖК очень благодарен».

Увлечения

«Секция филофонистов  - структурная единица клуба любителей музыки, куда входят музыкальная студия - салон, студия звукозаписи (обзоры музыки, изучение истории музыки, знакомство с творчеством ансамблей и исполнителей, музыкальные вечера, диспутеки, обзоры дисков фирмы «Мелодия», встречи с музыкантами и исполнителями».

В.Ш: «Наш клуб филофонистов был одним из первых, кто переехал в только что отстроенное здание ДК. Потом группа ЧАЙФ, имевшая к этому клубу самое непосредственное отношение,  выбила себе помещение под лестницей  где-то - 2,5 кв.м. Барабаны туда не входили,  играли без них, стоя.  Потому у первого состава группы и была очень маленькая барабанная установка. Через какое-то время  директором ДК стал Сережа Ивкин, замечательный человек искренне любящий детей,  он организовал  детский духовой оркестр. Они еще ходили на всякие демонстрации типа 7 ноября, и это был самый лучший оркестр во всей колонне. С точки зрения нот, конечно, ребята играли хуже всех, но с точки зрения музыки - были лучшими, потому что пусть криво и фальшиво, но играли они с потрясающим драйвом и кайфом! Оркестр базировался в подвале. Мы тоже там  нашли комнатку уже не 2.5 метра, а 7. Зато через нее проходили  трубы с бойлерной, отчего там стояла ужасная жара. Так мы в трусах и кедах  два года репетировали. Позже перебрались в том же подвале в комнату побольше, где, собственно, и репетировали вплоть до 2003 года. Туда мы периодически пускали репетировать Настю Полеву, «Смысловые галлюцинации», еще несколько коллективов.

А в кружки ДК ходили все мои дети, и мне приятно, что до сих пор это очень живое ДК на такой маленькой площади постоянно что-то происходит. И  в нашем подвале сейчас репетируют групп 7 или 8».

ДК МЖК  начинает действовать. Концерты исподтишка 

«Свободное время при социализме является объективной целью общества и выступает как время, основанное на свободном от эксплуатации труде, и используется на более полное удовлетворение социальных, интеллектуальных и физических потребностей личности».

В.Ш: «Мы свой первый публичный концерт 29 сентября 1985 года дали здесь в ДК МЖК и считаем этот день - Днем рождением группы. Тогда мы пригласили всех своих друзей, билетов, понятно никто не продавал, играли концерт втроем: я, Бегунов и Олег Решетников, народу в зале набилось человек 150. За режиссерским пультом сидел Леня Порохня. Кстати, скульптуру, которая и сейчас находится между 2 и 3 этажом ДК, все сразу почему-то назвали  Памятником чете Порохня. Потому что и он, и его супруга Галя были такие стройненькие, худенькие с печатью интеллекта на лице, а мы больше походили на молодых пьяниц к тому времени. В общем, после концерта о группе в городе заговорили, пошли хорошие отзывы.

Тогда на меня вышли ребята и попросили: «Помоги организовать концерт «Наутилуса», у них еще не было ни одного концерта публичного». А Серега Ивкин говорит: «Слушай,  после вашего выступления кто-то все равно накапал в отдел культуры, меня вызвали на ковер, и я видел абсолютно реально списки запрещенных групп, там и  «Наутилус» и ЧАЙФ в том числе. Я отбрехался, сказал, что у меня на самом деле здесь МЖК-овская самодеятельность. Мы здесь репетируем, да и  Шахрин -житель МЖК». И все это, действительно было правдой за исключением названия. И я ему говорю, так давай так же сделаем, скажем, что тут самодеятельность Архитектурного института, студенческая, мы же билетов не продаем.

« Наутилус» к тому времени был гораздо известней чем ЧАЙФ. Они  уже выпустили альбом «Невидимка», который разошелся по всей стране огромными тиражами. Но никто их не видел живьем. Ильдар Зиганшин сделал такие пригласительные с фотографией группы. Естественно, что люди, знакомые с технологией, тем же способом наделали копии этих билетов. Так же были списки почетных гостей, и на фамилию Пантыкин прошло 15 человек, потому что его тоже никто в лицо не знал, в конце-концов самого ПАнтыкина в зал едва  впустили. Зал был битком набит

«Наутилус» играл  классическим составом - Слава, Дима, Витя, и Настя с ними пела несколько песен. Они были в таких домашних пижамах, переволновались дико и, по-моему, выпили немножко лишнего. Конечно, это выступление не стало лучшим  в их жизни. Но по значимости событие это было необыкновенное. Когда же концерт закончился, и все начали расходиться, приехали  люди из отдела культуры проверить, что происходит. Ивкин их усадил в кабинете и говорит - ну вот видите, все расходятся, ничего не разгромили, все в рамках самодеятельности студентов архитектурного института. Но тут распахивается дверь, врывается человек по кличке Терри, который стал впоследствии режиссером двух наших клипов,  и орет: «Ну че, наутилусы уже уехали?». Так все и вскрылось, Серегу Ивкина по статье уволили. Времена-то на самом деле были серьезные.

Вообщем, так или иначе, ДК МЖК в историю Свердловского рока  вписан. Первые, культовые мероприятия проходили именно здесь.

Как ЧАЙФы организовали первый мужской пивной клуб

«Наиболее предпочтительные любительские увлечения жителей МЖК: шитье -57,7%, вязание -47,8%, охота -19,5%, прослушивание и изучение музыки -18,9%, автомотолюбители - 24,4%, живопись, резьба, чеканка -11,1%,  игра на музыкальных инструментах -11, 4%, макраме, вышивка -20, 8%».

В.Ш: А еще здесь, в ДК МЖК, в фойе второго этажа мы организовали  первый в городе Пивной клуб. Тогда уже Сергея Ивкина выгнали, и директором пришла Попова Люда, совершенно замечательная, интеллигентная женщина. Ее-то мы на  клуб и уговорили, хотя пиво было по-прежнему в дефиците. Но мы нашли общий язык с директором  «Патры», и нам стали привозить пиво сюда, свежее, нормальное в неограниченном количестве. Нажиться  никто не хотел, хотели общаться. В общем, получился настоящий мужской клуб. По четвергам, часов в 6, собирались люди, пили пиво, которое продавалось прямо за стойкой, ели воблу,  общались, говорили друг с другом. К нам сюда и иностранцы заходили,  немцы, голландцы, люди совершенно разного социального статуса. А вот женщин не было, потому что присутствие женщины в любой компании мужчину делает неадекватным. Он сразу же вспоминает, что - самец,  моментально  распускает павлиний хвост, и  начинает так или иначе гарцевать. Даже если он просто   пьет пиво в присутствии женщин, то, поднося кружку к губам, начинает думать - достаточно ли круто я смотрюсь, оцените, девченки, насколько дерзкое у меня движение… Если женщин  нет, позы теряют  всякий смысл, и все просто нормально общаются. Клуб просуществовал, наверное, года полтора, не принося никому никакой финансовой выгоды. Мы уговаривали буфетчицу ДК, что бы она вечером посидела, и говорили ей - вот, вся прибыль ваша, все пустые бутылки ваши.  Такая самодеятельность чистой воды».

«Кто-то хитрый и большой»

В.Ш: А еще этому ДК я обязан песней  «Кто-то хитрый и большой». Дело было так - однажды мне супруга говорит: « Ты сходил, бы, между прочим, в ДК, там, картина твоей  дочери висит». Я пошел смотреть: небольшая работа в акварельной, размытой технике, какое-то непонятное лицо и подпись - «Кто-то хитрый». Я прямо так и  офонарел, это было гениально. Из одной надписи под этой картинкой  песня и родилась.

Р.S.  А в ДК, или вернее ЦК (Центр культуры) сейчас опять шумно вечерами, снова собирается рок-клуб «Е-2 Е-4», и снова неформатная музыка, и никто уже не помнит последних коммунаров, и никто не проводит диспутек.

И ещё:
go Версия для печати
go Обсудить на форуме
на дворе 24 июня

статьи
книги
 
Год:

Месяц:
1

Концерты
2 3 4

Фотоальбом
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Фотоальбом
28
Наш провайдер Netangels.ru