новости
дискография
акции
форумы
концерты
история
музей
гостевая
ЧаВо (FAQ)
творчество
пресса
подписка
официоз
лица
фотогалерея
ЧАЙФ-это
инфо
группа
клуб
общение
www.chaif.ru / пресса / статьи / С Шахриным за стабилизатором напряжения
С Шахриным за стабилизатором напряжения
2006 год. Михаил ЛУЗИН

"Песни – это магия, а не набор нот со словами"

"Звезды" в народном создании прочно ассоциируются с Москвой. Поэтому многие удивляются, когда узнают, что лидер группы ЧАЙФ Владимир Шахрин живет в Екатеринбурге. В минувший четверг января музыкант отправился на поиски стабилизатора напряжения для загородного дома – из-за морозов электросеть начала барахлить. Вместе с В. Шахриным по улицам родного города путешествовал корреспондент «АиФ-Урал», и вот что из этого получилось.

Ул. Шейнкмана В джипе Владимира Шахрина играет новый альбом «Rolling Stones» – «A Bigger Bang». Возникает закономерный вопрос – почему?

- Что ждешь от «роллингов», то и получаешь. Отличный альбом! Вроде бы достаточно сладко, поп-музыка, но есть драйв, ощущение опасности, харизма. Если б это записала молодая группа, они бы просто королями были, о них бы все писали. Никто сейчас так не играет. Мне на последнем фестивале «Старый новый рок» этого не хватало. Я не слышал ни одного гитарного риффа, чтобы люди «подсели» и чтобы хороший был бит, без размазни.

- Как ты думаешь, почему так?

- В современных музыкантах не хватает свободы. Так получилось, что на этом фестивале я очень много слушал и смотрел. И по большому счету ничего не зацепило. Я видел молодые группы за сценой, в них перед выходом огня нет! Никто не выходит, чтобы «порвать» зал. Хотя, может быть, это их первый и последний шанс всех «уделать». От силы 2-3 группы на сцене «рубились», у кого-то была интересная музыка. А вот чтобы сломать какие-то рамки, сделать что-то неожиданное… Пожалуй, это смогли только финны из группы «Kometa». Они очень волновались. Для них это новая страна, их никто не знает, вдобавок поют на незнакомом языке. По сути дела, они были наравне с остальными музыкантами. Это было выступление вне жанра, вне ритмической, вне мелодической основы. Видно, что парни не стараются попасть в радиоэфир, они просто делают то, что им интересно. И в этом такая свобода!

Ул. Гурзуфская Пропускаем на повороте машину «Скорой помощи». В динамиках по-прежнему «Rolling Stones». Завязывается беседа о судьбе рок-музыки как жанра.

- Понимаешь, ее рамки и так всегда были очень прозрачными. А сейчас уже не понятно даже, что называть рок-музыкой. Я воспринимаю ситуацию так: выходят на сцену артисты. И либо им есть, что сказать, либо нет. Мне все равно, в каком жанре. Если это выйдет ансамбль «Корни», девичья группа «Блестящие», и они сделают все классно, и мне будет интересно – да ради бога! Но в данный момент им по большому счету сказать нечего, и меня не «забирает».

- Что последнее тебя «забрало», показалось ярким?

- «Пятница», наверное. Ни на что не похоже, интересно, самобытно. Это тут же привлекло внимание всех. И ведь ребята играли, прекрасно понимая, что это абсолютно не форматно, что их песни не будут звучать на радио. Только тогда, когда они стали популярны, когда на их концерты стали приходить люди, их начали приглашать на все фестивали, а радиостанции просто уже не смогли их игнорировать.

- Почему сейчас никто не появляется?

- Я вижу пацанов, которые начинают. К сожалению, первая мысль многих – как сделать группу, чтобы она продавалась и гастролировала. Это неправильный подход, первый вопрос должен звучать так: как сделать, чтобы было интересно? Мне многие пишут, присылают записи. Как правило, я слушаю три песни, а на четвертой диск уже летит в урну. И вот как-то одна группа мне понравилась. Написал им об этом – а в ответных письмах появился пафос: мы очень крутые, мы будем отлично продаваться, только надо помочь, замолвить слово. Я думал, мы будем говорить о музыке, ведь я не занимаюсь трудоустройством молодых артистов, и продюсерских амбиций у меня никаких. А они со мной – о бизнесе. И эта история очень показательна.

Ул. Белореченская. Припарковались около магазина электротоваров. Владимир меняет звуковую дорожку – звучит один из дисков антологии Рода Стюарта «Great American Songbook».

- Он просто перепел всю классику американской эстрады. Красиво, с оркестром, спето прекрасно, никакой пошлятины, отличные мелодии, оркестр записан так, как писали в 50-х годах. Слушаешь – и понимаешь: если сыграть мелодию очень правильно, очень чисто, это еще не становится музыкой. И хорошо срифмованные строчки – это еще не стихи. Пока не появилось чувство, настроение, пока это не стало магией, это просто слова и ноты, не более того. И в какой момент это из слов и нот становится искусством, никто не знает. Потому это и магия. Она и привлекает людей. Есть другой способ стать популярным: найти деньги и навязать себя людям. Как Жасмин. Много лет нам регулярно показывали ее дорогущие красивые клипы, крутили хорошо аранжированные дорого записанные песни – и люди привыкли. Я не знаю ни одного человека, кто сказал бы, что он без ума от артистки Жасмин, но как некая данность она воспринимается. Правда, это путь, требующий очень больших финансовых вложений. Если их нет, то тогда есть только один путь – чтобы это действительно было талантливо.

- Вы видите таких артистов?

- Меня часто спрашивают, почему Екатеринбург так мало выдает хорошей музыки? А вы посмотрите, что страна выдала: Рома Зверь, «Братья Грим» и все! У нас получше картина! Вышла интересная пластинка у группы «КедрыВыдры». Реально интересная, я ее послушал несколько раз. Там есть вещи, которые я не умею делать, которые мне бы в голову не пришли. Есть вещи, которые меня удивили. То, что я собственно и жду от молодого артиста. Где-то на мой взгляд чего-то не хватает, но это мое зрение, которое совсем не идеальное. Есть вечный жанр в нашей стране – просто хорошая песня. В этом жанре на данный момент из молодых артистов интересен «Ромарио». Можно что угодно говорить, но это просто хорошо сделанные песни, хорошо сыгранные, спетые искренним честным голосом, который подходит к этим песням. Этот голос знает, о чем он поет, и темы, о чем он поет, понятны всем молодым мальчишкам и девчонкам этой страны. И мелодии эти понятны. Это не откровение, не яркая вспышка. Но это не ломает, это хорошо.

Снова Гурзуфская. Идем в магазин за стабилизатором напряжения. Как выясняется, и здесь его нет. Расстроенный Владимир рассказывает о походе в недавно открывшийся в Екатеринбурге супермаркет и вспоминает в этой связи монолог Аркадия Райкина про дефицит:

- «Ты себе только представь мир, в котором все есть, все ходят скучные, бледные, товаровед идет, его никто не уважает. Все есть. Это хорошо? Это противно!». Я хожу по этому магазину, и действительно, все ходят скучные. Про себя думаю: «Это же идиотизм! Почему это плохо, когда все есть?» А мне кажется, в этом что-то не так. Покупки – это своеобразная добыча. Мужик – он же охотник, и ему надо что-то добыть. Вот я езжу и добываю стабилизатор напряжения, и если б я его добыл, то был бы просто счастлив! В пяти магазинах был, весь город объездил, 20 литров бензина сжег, но нашел!

- Ты когда по городу ездишь, замечаешь изменения в его облике?

- Замечаю, некоторые меня очень радуют, некоторые откровенно печалят. В центре появилось огромное количество дешевых, однотипных по архитектурной мысли и воплощению, некрасивых зданий. Они или желтенькие – из металлических «квадратиков», или синенькие – из стеклянных. И они чудовищно смотрятся! Наглядный пример – «Антей». Это было бы нормально на окраине города, но центр такие здания уродуют. Как могут давать архитекторы разрешение на подобное строительство! Обидно! С другой стороны, появляются малые архитектурные формы. Едешь, и вдруг замечаешь у «Театрального кафе» скамеечки с фигурками, какие-то скверики, и это радует. То, что тротуары вымостили плиткой, пусть не везде качественно и зимой скользко – это уже симпатично. У нас живой город, и у него есть свое лицо, свой характер. В этом характере меня некоторые вещи смущают, но это мой город, и с этим ничего не поделаешь. Его строили военные, купцы и заводчики, и этот менталитет остался. С одной стороны, купеческий буржуазный дух, с другой – офицерская строгость есть, заводская дисциплина.

Народной воли. Возвращаемся к редакции «АиФ-Урал». После разговора о родном городе возникает знакомая и больная для многих тема – про переезд знакомых и друзей в Москву на постоянное место жительства.

- Это их право, они думают, что там медом намазано. Для меня очевидно, что это не так. Я считаю, двигаться можно в двух случаях. Первый – если ты в этом городе достиг потолка в своем деле, и понимаешь, что начал размазываться. Второй – тебя зовут в Москву как специалиста, и предлагают нормальные условия. Вариант «вы здесь все дураки, меня не понимаете, вот поеду в столицу и там все с ума сойдут», как правило, ни к чему не ведет. В 99 случаях из 100 люди уезжают и как в болоте там гибнут, их больше никто не видит и не слышит. Бульк! И затянуло. Обычно мне все равно, но бывает и так, что очень жалко. Появился специалист, который нужен городу, звукорежиссер, пресс-секретарь и так далее. И вдруг уехал. Многие переоценивают свои возможности и, скорее всего не достигнут того, ради чего едут, потеряв и то, что было здесь. Пример правильного подхода – «Смысловые галлюцинации», которые поступают так: съездили, поиграли, вернулись. У них репетиционная база здесь, живут они в Екатеринбурге. Когда был первый всплеск популярности, у них хватило ума понять, что так не будет всегда. Сегодня это нормально функционирующая хорошая группа. Я послушал их последний альбом. Может быть, три песни из двенадцати мне показались необязательными, недоделанными. Но и у нас в новом альбоме я вижу две такие вещи, может быть их даже больше. Но в остальном-то «Большие планы» хороший, интересно сыгранный альбом! «СГ» занимают свою эстетическую и поэтическую нишу. Не так много людей, настолько самокритичных, как Буба (лидер группы – прим. «АиФ-Урал»). У него больше претензий к самому себе, чем к окружающему миру. Он видит, что есть дисгармония, и она от него исходит. Это такой честный подход. Думаю, что еще раз послушаю эту пластинку.

- Раз уж упомянул о новом альбоме ЧАЙФа, расскажи о нем!

- Диск выйдет в конце февраля, мы уже не будем ничего переделывать. У меня, конечно, есть вопросы, желание что-то изменить, но есть ощущение, что мы записали очень хорошую добротную пластинку. Если альбомом «48» мы в большей степени порадовали себя - не все ее приняли, - то этой пластинкой мы порадуем именно поклонников группы ЧАЙФ. Она как последний «Rolling Stones»: когда вроде бы и предсказуемо, слышишь именно то, что ждешь от группы, и в то же время необычно и свежо.

- Когда и где можно будет услышать ЧАЙФ в ближайшее время?

- Это будет традиционная «Зимняя акустика» в «Космосе» 3 февраля. Этот проект – наше любимое детище, ведь группа ЧАЙФ начиналась с акустических концертов. Мы придумали себе забаву – каждый раз воплощать на сцене некую антуражную историю. Предстоящая «Зимняя акустика» называется «Первый квартирник». Это абсолютная правда, потому что у группы ЧАЙФ никогда не было квартирников. Когда нам предлагали, я не понимал, как так: мы будем играть в гостях, а с людей соберем деньги? Какая-то фигня. Я говорю: давайте мы просто так придем и сыграем для людей. Тогда отказывались устроители квартирников: а какая нам выгода? Мы сделаем в «Космосе» декорации квартиры. Три стены, а четвертая открывается в зал. Мы хотим вывести часть людей из зала прямо на сцену, чтобы они сидели близко к нам, внутри «квартиры», подпевали. Это будут люди, которые знают все песни: те, кто общается на нашем сайте www.chaif.ru, своеобразный фан-клуб. Я примерно прикинул программу, и получается, что будет много совсем старых песен. Именно тех, которые могли бы звучать на первых квартирниках. Я искренне понимаю, что многим это очень хочется услышать. Я себя ставлю на их место: вот я иду на группу «Аквариум». Мне очень нравятся последние альбомы Бориса Гребенщикова, но на его концерте я хочу услышать и «Электрического пса», и «Железнодорожную воду».

И ещё:
go Версия для печати
go Обсудить на форуме
на дворе 24 июня

статьи
книги
 
Год:

Месяц:
1

Концерты
2 3 4

Фотоальбом
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Фотоальбом
28
Наш провайдер Netangels.ru